Лошадь и человек вместе уже на протяжении тысячелетий. В средневековой Европе мальчиков из знатных семей учили верховой езде с раннего детства. Дворянские дети в царской России обучались езде верхом, танцам и музыке и этому внимания уделялось больше, чем различным наукам. А крестьянские ребятишки скакали на лошадях без всякого учения.

Но наступил ХХI век. Человек все дальше и дальше от природы. А нынешние городские дети растут «между телевизором и компьютером». Все больше и больше детей имеют ту или иную патологию. Поэтому так необходимо найти нить, которая поможет обрести утраченную связь с природой.

О лечебных свойствах верховой езды и благоприятном воздействии общения с лошадьми говорили еще в глубокой древности. В 18 веке философ Дени Дидро писал, что среди физических упражнений, обладающих всеми прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней…

Современные специалисты, работающие с детьми, так же выяснили, что лошади могут помочь и детям с эмоциональными проблемами. 

Как только ребенок садится на лошадь, в работу включаются все основные группы мышц его тела. Сидя на животном, он инстинктивно пытается сохранить равновесие, двигаясь вместе с ним. 

Мощный фактор воздействия – биомеханический. А точнее – влияние колебаний возникающих и идущих от спины движущейся лошади в 3-х взаимоперпендикулярных плоскостях.

Верховая езда требует от ребенка концентрации внимания, осознаваемых действий, умения ориентироваться в пространстве. Укрепляются мышцы спины, а так же другие, мало задействованные при ходьбе и других видах спорта,  мышцы. Это, несомненно, способствует гармоничному развитию организма и здоровья ребенка.

Катание на лошадях полезно и здоровым детям – оно улучшает осанку, положительно влияет на сердечную деятельность, повышает иммунитет. А хорошее настроение, которое гарантировано во время занятий, поможет сохранить здоровье и бодрость на всю жизнь.

Занятия по конному спорту и туризму для детей в летнем оздоровительном лагере проводятся ежедневно, кроме субботы, воскресенья и дней, посвященных автобусным экскурсиям.

1 занятие – теоретическое. Дети знакомятся с правилами безопасного обращения с лошадьми, которые необходимо учитывать во время занятий конным спортом, получают рекомендации по экипировке во время занятий конным спортом, по технике безопасности при занятиях конным спортом.

2 занятие начинается с экскурсии, на которой дети осматривают музей старинного конного инвентаря для сельского хозяйства, верховой и экипажной езды, знакомятся с лошадьми различных пород и историей создания этих пород лошадей.

Во время практических занятий начинающие всадники осваивают навыки посадки в седло, учатся управлять лошадью, сохранять равновесие, приобретают навыки правильной посадки при езде «шагом».

Тренер отмечает ошибки, которые могут допустить дети, дает рекомендации. По итогам первых занятий детей распределяют на 3 группы. В ходе дальнейшего обучения возможен переход из одной группы в другую.

1 группа2 группа3 группа
Дети, которые уверенно держатся в седле, могут управлять лошадью не только на «шагу», но и «рысью». Дети, которые не умели ранее ездить, но не боятся и хотят научиться    Дети, которые не уверенно чувствуют себя в седле и дети младше 9 лет.  

Занятие для детей из 1 группы проводится в манеже на «шагу», «рыси», «галопе», во время которого они совершенствуют свои навыки в верховой езде и осваивают подготовительные упражнения для преодоления препятствий (прыжковая посадка, равновесие).

Для детей 2 группы проводится занятие по гимнастике на лошади. Это развивает равновесие, гибкость, уверенность в  себе. Многие дети после занятия  перестают бояться и могут освоит езду «рысью» во время верхово-экипажных походов.

Конные походы

Вначале проводятся комбинированные  верхово-экипажные походы. В каждом участвуют 12-14 детей. Дети 1 группы едут верхом на лошадях, а остальные в экипаже. На привале проводятся занятия на корде для детей 2, 3 группы, наиболее талантливые могут быть переведены в 1 группу, что дает возможность участвовать в верховых походах.

Маршруты верховых походов проводят по живописной местности по историческим местам. Дети посещают бывшие охотничьи угодья баронов Врангелей, усадьбу Добровольских с хорошо сохранившимся парком, проезжают по старинному Гдовскому тракту и осматривают древние курганы.

После похода проводится занятие для детей младшей группы и тех. Кто не нашел в себе силы справиться в верховом походе.

Подготовка к соревнованиям

В последнюю неделю отдыха проводится подготовка и соревнования в день закрытия смены, во время которых дети могут продемонстрировать полученные навыки. Самые опытные и уверенные в себе дети участвуют в соревнованиях по конкуру (преодоление препятствий) до 50 см, кто не научился прыгать через препятствия, участвуют в эстафете (командная игра), для этого необходимо не только уверенно управлять лошадью, но и уметь подсадить на нее товарища из своей команды. Выигрывает та команда, участники которой быстрее проедут необходимый маршрут.

Для самых младших проходят соревнования по гимнастике на лошади. 

Такая программа отдыха позволяют всем детям найти себе дело по душе и  в соответствии с их возрастом и способностями, помогает узнать много нового и интересного. Сочетание походов с обучением туристическим и экологическим навыкам развивает любовь к природе и бережное к ней отношение. Посещение исторических мест, осмотр музейных экспозиций стимулирует интерес к истории родного края и своей страны.